Жители Инкермана попросили "отодвинуть" зоопарк от монастыря

На общественном обсуждении развития Инкермана жители высказались против строительства парка тигров в непосредственной близости от Свято-Климентовского мужского монастыря. Горожане считают, что такое соседство неуместно. Также они предполагают, что парк лишит их последнего пляжа с чистой водой.

На встрече с общественностью директор Корпорации развития Севастополя Олег Николаев сообщил, что владелец двух крымских зоопарков Олег Зубков готов вложить в создание парка тигров 200 миллионов рублей, и других желающих инвестировать в Инкерман пока нет. Предложение звучит не впервые — Зубков обращался к севастопольским властям и в 2013-м, и в 2015 году, и оба раза проект откладывали. Жители от идеи не в восторге. Зверинец предлагается разместить в обводненном карьере, на берегу которого местные любят отдыхать со своими семьями. Другого пляжа у них нет — Инкерманская бухта и устье реки Черной давно превратились в промзону.

— Карьер — единственное место с чистой водой, — говорит пенсионерка Евгения Савва. — В море у нас запрещено купаться еще с советских времен — здесь топили лодки, течения нет, образовался застой. Некоторые купаются, потому что больше негде.

Водоем имеет сакральное значение для верующих. Он примыкает к Монастырской скале, где сохранился комплекс пещер, вырубленных монахами более 10 веков назад. Самый древний пещерный храм Свято-Климентовского мужского монастыря появился в раннехристианский период, церковные предания связывают его с учеником апостола Петра Климентом, третьим папой римским, сосланным в инкерманские каменоломни в 98 году нашей эры. Позднее, в VII веке, в этих каменоломнях умер еще один папа римский — Мартин Исповедник. На территории монастыря из толщи скалы бил источник воды, который, по преданию, открыл во время засухи святой Климент. Сейчас воды в нем нет.

Как рассказал «РГ» насельник Свято-Климентовского монастыря монах Игнатий (Алексеев), в 1978 году во время выработки известняка были нарушены водоносные слои, вода ушла из источника и затопила карьер. Монахи говорят, что вода в озере чистейшая и держится на постоянном уровне весь год. Недавно они направили обращение губернатору Севастополя с просьбой сохранить «исторический и природный заповедник с древним монастырем, пещерными комплексами, озером и неповторимым ландшафтом берегов реки Черная». Размещать здесь зверинец, по мнению верующих, кощунство.

Против строительства зоопарка в карьере жительница Инкермана Ольга Васильевна Скворцова собрала уже более 1700 подписей горожан.

— Обидно все время слышать, что мы депрессивный район, — говорит она. — Правильней будет — нелюбимое дитя Севастополя. Инфраструктура полностью разрушена, но жители в этом не виноваты.

Она, как и ее соседи, уверена — городу необходимо развиваться, нужны рабочие места, благоустроенная территория. Но вместо них инкерманцы, по их же словам, видят лишь воздушные замки.

Город-спутник Севастополя с населением 10 тысяч человек последние два с половиной десятилетия позабыт властями. Лишь в 2017 году на него наконец обратили внимание: начался ремонт внутриквартальных дорог, несколько многоэтажек попали в программу капремонта, строится подстанция скорой помощи. Кстати, ее пришлось разместить на территории выработанного карьера — другого свободного участка не нашли.

В Корпорации развития Севастополя подготовили для инкерманцев презентацию, где показали все больные места — заброшенные промзоны и теплицы, разбитые причалы, ржавеющие суда, горы металлолома, запущенный городской парк. И все это на фоне скал и бухт удивительной красоты, исторических и природных достопримечательностей. Представитель корпорации Александр Железняк считает, что у территории огромный потенциал. Он предлагает выяснить, кому принадлежат пустующие участки, размещать там эффективное производство, создавать общественные пространства, привлекать туристов.

В корпорации уверяют — без инвестиций город не поднять. Но инкерманцы сомневаются: здесь расположен один из крупнейших налогоплательщиков Севастополя — Инкерманский завод марочных вин, но финансирование идет по остаточному принципу.

— Все деньги отправятся в бюджет Севастополя, а нам опять достанутся крохи, — считает глава муниципалитета Родион Демченко. — Если бы винзавод оставлял все налоги в Инкермане, здесь бы была Швейцария. Это 600 миллионов рублей в год, а нам сейчас отдают назад на благоустройство 16 миллионов.

Вместе с тем перемены могут начаться уже в ближайшее время. Корпорация развития обсуждает перенос завода железобетонных изделий из дельты реки Черная — грохот от производства мешает обитателям монастыря и не добавляет месту привлекательности. Если идея будет реализована, берег реки станет местом отдыха и прогулок. От зверинца в корпорации пока официально не отказались, но пообещали обсуждать все проекты с жителями.

Тем временем

Недавно в Инкермане прошли еще одни слушания — чиновники из департамента по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления обсудили с жителями строительство изолятора временного содержания. Вопрос, по сути, уже решен — недавно правительство разрешило городскому УМВД списать объект незавершенного строительства по улице Раенко. Как пояснил директор департамента имущественных и земельных отношений Севастополя Рустэм Зайнуллин, недострой разберут, и на его месте возведут изолятор, проект уже подготовлен и проходит госэкспертизу. Однако инкерманцев такое соседство совсем не радует: они с 2005 года выступают против строительства ИВС в самом центре города, посреди жилых домов, возле образовательных учреждений. Чиновники заверили их, что речь идет не о тюрьме или СИЗО, а о комплексе, в котором разместится батальон ППС, кинологическая станция, а также ИВС, и ничего негативного в таком соседстве нет.