Волгоградские туркомпании не закупили новые автобусы для школьников

С 1 января экскурсионные автобусы старше 10 лет не будут допускать до перевозки детей. Ранее ожидалось, что «возрастные требования» вступят в силу с 1 июля. Но срок перенесли на начало нового года, так как прежняя дата совпадала с началом смены в летних лагерях. Логика законодателей понятна: безопасность детей превыше всего. И ужесточили требование к транспорту не на пустом месте. За последнее время произошло сразу несколько ДТП с участием автобусов, перевозивших школьные группы. Буквально в ноябре в Краснодарском крае экскурсионный транспорт с 27 детьми попал в аварию. Один человек погиб, несколько ранены. А в октябре в Коми школьный автобус столкнулся с лесовозом: пострадали трое взрослых и один подросток. У представителей туристического бизнеса было время на то, чтобы «пересесть» на новые, более безопасные автобусы. Но многие не успели или не захотели это сделать.

— Если постановление вступит в силу и мы будем обязаны его исполнять, то просто перестанем заниматься такими перевозками. В каждом городе 90 процентов туравтобусов старше десяти лет, — говорит директор туристической компании «Бриз» Елена Куличева. — Перейти на железную дорогу нереально: поезда не доходят до детских лагерей. Да и по городу экскурсию на поезде тоже не провести.

Перевозчики уверяют, что даже великовозрастные машины при должном отношении долго сохраняют отличные характеристики и уровень комфорта.

— Очень сложно будет найти транспорт. Использовать городской общественный — неудобно. Войти с группой в трамвай — это проблема. Всех нужно сосчитать, никого не потерять — комментирует директор агентства «Волга-тур» Татьяна Сологуб.

Новый автобус, по оценкам представителей туристического бизнеса, обойдется в 20 миллионов рублей. По их словам, машина не окупится даже за 10 лет, которые ей отпущены.

— Сейчас мы пригнали два автобуса 2001 года выпуска. Стоимость машины с учетом растаможки составила 15,6 миллиона рублей. Нужно, чтобы в России выпускали собственные автобусы по нормальным ценам, чтобы не было бешеных накруток на растаможку. В пределах 6 — 10 миллионов еще можно купить автобус, — считает руководитель турфирмы «И-Волга» Ирина Подгорная.

В Волгоградской области есть свой производитель автобусов, но его продукция совершенно не привлекает организаторов экскурсий: по степени комфорта этот транспорт исключительно для обычных пассажирских перевозок. Выпускают в России и междугородные автобусы, однако пока они очевидно проигрывают импортным.

— Автобусный парк обновлен в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Казани. Все остальные регионы работают со старым. Между тем школьный туризм составляет не менее 50 процентов. В Волгограде вообще дети — это основной поток. Есть и взрослые группы, но школьники все равно пока преобладают, — прокомментировала представитель фирмы «Круиз» Наталья Соколова.

При этом некоторые компании уже подготовились к новым требованиям. Правда, это не турфирмы. Например, музей-заповедник «Старая Сарепта» вместе с пригородной пассажирской компанией разработал аналог уже действующего, но, видимо, оказавшегося под угрозой проекта «Музейный автобус». Он называется «Экскурсионный вагон». Как поведали в музее, первыми участниками стали 150 школьников из самого дальнего района Волгограда, которые по железной дороге совершили поездку на Мамаев курган.

Мнение

Армен Оганесян, председатель регионального отделения «Движение автомобилистов»:

— Я считаю, что это нормальная мера. Перевозчики хотят заработать, поэтому с их стороны слышны возмущения. Но на кону жизнь и безопасность детей. Более того, я скажу, что в этой сфере нужно закручивать гайки. Мы видим немало автобусов, которым по 15 — 20 лет. Кощунственно, когда некоторые бизнесмены готовы за копейку удавиться. Поэтому надо постепенно переходить на снижение допустимого возраста для всего пассажирского транспорта, в том числе и того, который служит для перевозки взрослого населения.